Вся продукция и услуги
Вся продукция и услуги

Печать на дереве и дерево в истории печати

Дерево – замечательный материал. Как его не любить? Теплый, податливый, с приятной текстурой. Возможно, деревянная архитектура – не самое практичное решение (но зачастую сказочно красивое!), но многие из нас дома хотят иметь качественный деревянный пол и мебель из древесины какой-нибудь дорогой и красивой породы. И в лес мы ходим, потому что там нас окружают деревья — зачем же еще?

Практичность этого материала была замечена давно и использовалась в самых разных сферах жизни человека. Интересно, что дерево тесно связано с историей печати.

Так, еще до нашей эры в Китае был изобретен способ отпечатывания изображений с помощью деревянных брусков – то, что сейчас называется набойкой, – самый ранний вид ксилографии. Вначале этот метод использовался только на ткани для создания повторяющихся узоров. Бумага пошла в ход чуть позже — после ее изобретения. Самая ранняя археологическая находка ткани с набивным рисунком относится к середине II века до н.э.

Деревянные печати, рисунок: Елена Стрельникова

В Восточной Азии набойная печать была самым распространенным способом книгопечатания и нанесения рисунка на ткань вплоть до XIX века. В Японии этот тип воспроизводства изображений получил развитие в самостоятельном виде искусства – укиё-э, – зародившемся в конце XVI веке.

В настоящее время набойка с помощью деревянных брусков (печатей) по ткани является очень популярным жанром художественного ремесла в Индии. Признанные мастера этого дела дают уроки и мастер-классы, так что даже нам можно поучиться их искусству во время отпуска в Индии или просто посмотреть их видео-уроки в интернете.

Набивные ткани, рисунок: Елена Стрельникова

В Европе подобная техника называлась ксилографией. Если разбирать это древнегреческое слово, то получится: ξύλον — дерево и γράφω — пишу (это потому что древние греки еще пока не знали слова «печатаю»). Европейская ксилография подразделяется на два типа: продольная (обрезная) – это более ранний метод, в котором используется продольный срез дерева; и торцовая (тоновая, репродукционная) – более поздний метод, появившийся в конце XIV века, здесь в ход идет поперечный срез дерева твердых пород, что позволяет создавать более сложные и изящные гравюры.

В европейском книгопечатании для изготовления книжных иллюстраций в разное использовали как продольную, так и поперечную ксилографию; их конкурентами – и не всегда более удачливыми – были офорт и резцовая гравюра на металле.

Есть ли в этом перечне место России? Конечно! А каким образом создавались первые лубки? Конечно, на закате жанра для их производства использовалась гравировка по металлу, но первые работы, задавшие стиль целому направлению, изготавливались с помощью деревянного тиснения, ксилографии.

В XX веке, во время прорывов в развитии печатного дела, мы научились печатать не только с помощью дерева, но и на дереве. Теперь этот ценный и любимый нами материал больше не является расходным, но остается с нами как носитель изображения. За сравнительно короткий срок нами пройден большой путь совершенствования технологий печати, и многие их них – шелкография, офсет, сублимация, термоперенос — могли использоваться для отпечатывания изображений на дереве.

Одна из самых современных технологий — цифровая УФ-печать, экономная и экологичная, позволяющая создавать долговечные и наиболее яркие изображения – сейчас доступна в нашей компании. Нас очень воодушевляет, что мы теперь можем создавать великолепные, необычные и теплые на ощупь произведения на этом благородном материале, который на протяжении всей человеческой истории был неотъемлемой частью нашей жизни, которому мы в чем-то обязаны развитием своей культуры.

Наши работы в сфере печати на дереве>>

Посмотреть другие наши работы >> 

К другим материалам раздела >>

Источник: специальный колумнист проекта nplakat.ru Елена Стрельникова

Изображения: Елена Стрельникова