- Печать обоев и фресок
- Картины, репродукции, фотопостеры и панно
- Печать на холстах
- Печать на ткани
- Печать на дереве, стекле, мебели
- Печать на пластике, картоне, композите, древесных плитах
- Печать на магнитных материалах и ферропленке
- Печать на оргстекле, поликарбонате, пентапринте, полистироле, ПЭТ
- Печать на бэклите и гибких пластиках
- Печать на пленке, стикеры, наклейки
- Печать на бумаге, фотобумаге, бумаге крафт
- Печать на баннерах, сетках
- Световые панели
- Ростовые фигуры
- Рекламные стенды
Выставка "Три века под водой"
“Три века под водой” – поразительная археологическая выставка, которая никого не оставит равнодушным.
В Ораниенбауме открылась невероятно интересная выставка, в организации которой нам удалось поучаствовать. Давно нам не доводилось работать над чем-то столь увлекательным и захватывающим. Как мы представляем археологические выставки: хм, что-то мудрено-академическое, – это про непонятные предметы, покрытые ржавчиной, рядом скучная табличка с плохо набранным текстом и такой же скучный экскурсовод, который перечисляет бесконечные даты… Ой. Нет, пора бы нам обновить наши устаревшие представления о настоящих, качественных выставках! На месте не стоит ничто, разрабатываются новые технологии донесения информации, меняется культура общения с аудиторией, появляются совершенно неожиданные визуальные способы представления данных. В том числе, на службе у организаторов подобных проектов теперь есть такие компании как “Невский плакат”, располагающие современными технологиями печати, которые позволяют оформить любую выставку не только ярко, понятно и добротно, но с применением самых неожиданных пространственных решений, материалов любой сложности.
Однако мы сразу оговоримся, что из простого склада ржавых крючков, о которых ничего интересного не известно, никогда не получится действительно увлекательной выставки, – экспозиция должна рассказывать историю. И наш случай именно такой.
Итак, в Серебряных кладовых Большого Меншиковского дворца с конца июля 2018 года работает экспозиция «Три века под водой». На ней представлены итоги почти четырехлетней работы специалистов Центра подводных исследований Русского географического общества. В 2014 году они обнаружили на дне Финского залива немецкое торговое судно «Архангел Рафаил», которое было построено в Любеке 1693 году и затонуло недалеко от нынешнего города Приморска в 1724 году. Не только трюмы корабля были наполнены интересными предметами, но его история несла в себе настоящий скандал! Но давайте расскажем по порядку.
Археологические работы к настоящему времени еще не завершены, но за минувшие годы со дна были подняты и восстановлены десятки предметов. Это уже крупная коллекция, которая представляет большой интерес как для публики, так и для специалистов разных мастей. Сам процесс извлечения артефактов был чрезвычайно сложным. Благодаря особенной воде Финского залива предметы сохранились очень хорошо, – ведь вода холодная, почти не соленая, в ней мало микроорганизмов. Кроме того, для сохранности было полезно то, что на дне залива темно, – скажем спасибо нашему суровому северному климату. Однако за триста лет корабль оказался почти полностью погребен под слоем плотного ила. Вести раскопки в таких условиях крайне сложно. Одно дело – рыть подводную траншею, другое – пытаться снять слой грунта, под которым лежат ценнейшие и хрупкие артефакты. Подводным археологам пришлось изрядно потрудиться. Находки приходилось специальным образом консервировать до поднятия на поверхность, чтобы слишком резкое изменение среды не навредило им.
За годы работ были подняты разнообразные предметы сервировки, посуда, одежда, обувь, оружие и патроны, бочки, страницы книг, рабочий и измерительный инструмент, – это были как личные вещи экипажа, так и груз на продажу. Сами находки рассказывают интересные истории о быте людей того времени. Смотрим на варежки моряков: почему у каждой из них по два “больших пальца” с разных сторон? Все очень просто! Моряку некогда было выбирать правильную рукавицу, чтобы отверстия для пальцев были с правильной стороны: как наделось, так пусть и сидит. Должны признать, это очень интересный дизайнерский ход, странно, что его больше не применяют. Похожа история и с обувью. На выставке мы узнаем, что никто специально не заморачивался, чтобы делать башмаки под разные ноги. В этом был и практический смысл, ведь чтобы продлить срок службы обуви хозяин периодически менял ботинки с левой ноги на правую. Так подошва стаптывалась равномерно. Ну, пожалуй, старинную обувь лучше не воскрешать в наше время и оставить оригинальные решения предкам…
Очень заинтересовал археологов совершенно не поврежденный миниатюрный деревянный бочонок, содержимое которого было надежно запечатано. Вынуть пробку, не повредив сам предмет, оказалось сложной задачей. Когда специалисты с ней справились и с нетерпением принюхались к содержимому, их ждало разочарование – никакого выдержанного рома в бочонке не оказалось. Когда впоследствии с бочонка удалось снять крышку, выяснилось, что внутри перевозили мясо птицы. Так что бочонок экспонируется без ценного груза внутри.
Совершенно особый предмет – это любимый кафтан какого-то состоятельного, но бережливого господина. Археологи не сразу разобрались, что в их руках, так как кафтан был испачкан в дегте, – на судне бочек с ним было много, но они разбились и содержимое растеклось повсюду. Уже позднее, реставраторы Государственного Эрмитажа выяснили, что странный сверток – это шерстяной кафтан приятного горчичного цвета со штанами в пару, да еще и поразительно сохранившийся – например, все девяносто декоративных пуговиц даже не пришлось отпарывать и пришивать заново. Видно, что хозяин носил этот костюм долго, и очень любил, – об этом свидетельствуют аккуратные заплатки. Выставка существует уже почти год, но этот замечательный экспонат в нее включен только сейчас. Не пропустите, это действительно впечатляет!
Содержимое трюмов корабля рассказывает много о быте того времени, но что нам могут поведать документы? Знаем ли мы историю судна? Оказалось, что специалистам удалось выяснить и это. Итак, перед нами – внимание! – контрабандное судно. Да, оно по официальным записям проходит как купеческий корабль, который отправлялся из Санкт-Петербурга в Любек в середине октября 1724 года с небольшим грузом. Однако в ходе расследования гибели корабля еще современниками было установлено, что не все так чисто с его грузом. Оказывается, вместо того, чтобы по прохождении таможенной зоны мирно отправиться прямиком в Любек, «Архангел Рафаил» встал на якоре у острова Котлин и продолжил погрузку товаров, – конечно же, незаконным образом! Это продолжалось как минимум 40 дней (похоже, капитан решил, что в его распоряжении безразмерный танкер!), и именно это промедление привело судно к гибели. К сожалению, за своими махинациями команда совершенно забыла, какие нынче стояли погоды, и корабль попал в ледостав. У истории экипажа счастливый конец, – всем вовремя и в целости удалось покинуть судно. Однако сам корабль был раздавлен льдами и опустился на дно. Вместе с чьим-то дорогим кафтаном, увы!
Мы знаем эту историю из записок современников. Жители близлежащей деревушки Сааренпя вскоре нашли обломки судна и снаряжали целые экспедиции по извлечению груза с уже опустившегося под воду корабля (ледяной Финский залив зимой, брр!). Нам повезло, они прибрали к рукам не все. Но уже из их находок было понятно, что количество перевозимого колоссально разнилось с указанным в таможенных документах. Известно, что следствием по делу о крушении корабля интересовался сам император Петр I, требовал раскрыть его во что бы то ни стало. Чувствовал что-то нечистое! Хозяин судна, купец Герман Мейер, проживавший в Петербурге, сначала пытался предъявить претензии на поднятый жителями деревни груз, но только запутал следствие, потому что по документам ему принадлежал корабль «Архангел Гавриил», а из порта выходил лишь «Архангел Рафаил». Несомненно, путаница с названиями была придумана именно для того, чтобы проворачивать дела с контрабандой. Впрочем, Герман Мейер в итоге вышел сухим из воды, так как после смерти Петра I дело было закрыто, а владельцу деревушки, жители которой поднимали груз, он заплатил за молчание кругленькую сумму. В случае же раскрытия всей этой истории купца ждала страшная расплата: за контрабанду в России в то время полагалась смертная казнь.
Такова, вкратце, удивительная судьба самого судна. Что и говорить, этот корабль сам по себе исторический персонаж. Только подумайте, если про это так интересно читать (по крайней мере, писать нам крайне интересно), то каково будет увидеть все это в жизни! Между прочим, находкой заинтересовались в Германии. Планируется, что груз (весьма увеличившийся в ценности за три столетия!) прибудет в страну назначения в 2019–2020 годах. Там выставку ждут в Международном морском музее Гамбурга. А пока все сокровища у нас, будем наслаждаться мы!
Напоследок нельзя не сказать о том, как оригинальна выставка по дизайну. Сама композиция создает такой визуальный эффект, будто посетители присутствуют на судне и наблюдают за ходом археологической операции. Красивые, качественные иллюстрации, добротный дизайн информационных стендов – все говорит о том, с какой ответственностью и уважением к зрителю подходили к проекту организаторы. Автором ораниенбаумской экспозиции и всего ее роскошного оформления выступает творческое объединение «Цех». Нас охватывает радость и гордость за страну от осознания, что в России сейчас занимаются просветительскими проектами такие серьезные профессионалы, люди, которые подходят к своему делу с таким вдохновением.
Но похвастаемся и мы. У «Невского плаката» объединение «Цех» заказывало производство оформления выставки. Большие информационные стенды мы создавали с помощью УФ-печати по пластику ПВХ. Мы уже рассказывали об изготовлении подобных панелей в статье о Чемпионате мира, – тогда мы делали из такого пластика с УФ-печатью таблички системы навигации для стадионов, а также обшивали этим материалом стены VIP-лож. В этот раз использовалась та же технология. Получается ярко, добротно и долговечно (может, и до Гамбурга доедет это оформление?). Важная часть создания таких исторических выставок – умение привнести дух старины в общую атмосферу залов. К сожалению, не все документы того времени сохранились или подлежат экспонированию. Кажется, что очевидный выход для представления свидетельств того времени – просто набрать тексты заново и повесить на стенд. Не так поступили организаторы «Трех веков под водой»: документы были выставлены в виде старинных писем, сами таблички мы делали тоже из пластика ПВХ, а для создания эффекта древности использовали технологию фигурной резки. Выглядит очень здорово, особенно, учитывая качество УФ-печати; порой, кажется, что перед нами настоящие старинные манускрипты.
Элегантные прозрачные информационные таблички с белыми надписями мы делали из оргстекла. Такие элементы создаются для того, чтобы иные вспомогательные тексты яркостью своего оформления не перетягивали на себя внимание зрителей, не разрушали волшебную атмосферу выставки. Ну и потом, смотрится очень стильно! Интересной особенностью работы над этой экспозицией было изготовление фигурных табличек из закаленного стекла с УФ-печатью. Это лучший способ нанесения изображений на стекло – УФ-печать не требует высыхания, не оставляет никаких дефектов, обеспечивает долговечность и яркость картинки. Закаленное стекло как материал тоже стоит упомянуть: оно сверхпрочное, термостойкое, а в случае, если очень постараться и разбить его, оно остается безопасным, рассыпаясь на мелкие осколки с тупыми краями, что позволяет избежать травм. Так что советуем выбирать именно закаленное стекло не только, если вы занимаетесь промышленностью или строительством, но даже для оформления интерьеров.
Надеемся, что наш рассказ мотивирует вас доехать до Ораниенбаума и увидеть все эти сокровища собственными глазами. Мы ведь поведали только малую толику!
Также можете посмотреть репортаж о выставке на канале "Россия К" и больше работ в нашей галерее
Источник: специальный колумнист проекта nplakat.ru Елена Стрельникова