Вся продукция и услуги
Вся продукция и услуги

Широкоформатная печать, история и реальность

Как раньше изготавливали изображения большого формата, и как научились делать это сейчас

Так как наша специализация – это широкоформатная печать, и мы так давно этим занимаемся, так привыкли к этому, что кажется, будто это самое естественное дело. Нам сложно представить мир, в котором широкоформатной печати нет. Тем не менее, когда мы смотрим вглубь истории, понимаем, что в былые дни людям приходилось справляться без технологий, которые сейчас нам кажутся очевидными. Хотя потребность в изображениях крупного масштаба наши предки испытывали всегда.

 

Широкоформатная печать начала времен

широкоформатная печать начала временДаже скальные рисунки древних людей – это довольно громкие высказывания. Наши первобытные родственники были не из тех застенчивых интровертов, которые бы рисовали свои заметки в укромном углу пещеры. Во всяком случае, творчество такого рода до нас не дошло. Зато археологами найдены довольно размашистые – и весьма искусные, надо признать! – наскальные рисунки во многих местах по всему миру. Например, в пещерах Ласко на территории Франции великолепные рисунки эпохи позднего палеолита занимают поверхность площадью в 120 м²! Нам сейчас нелегко достоверно определить, в чем был смысл живописи той эпохи: имели эти изображения культовый характер или их целью были рассказы об охотничьих подвигах? Некоторые ученые считают, что рисунки вообще выполнялись подростками, которые мечтали вступить в настоящие сражения с дикими животными, но пока не могли (если честно, мы сомневаемся в этой теории: уж слишком профессиональная там живопись!). Тем не менее, мы можем твердо констатировать: любое изображение, созданное человеком – это информационное сообщение. Письменность еще не изобрели, но как много ценнейших данных дают нам эти картины, хотя и не сопровождаются пояснительными комментариями. Так, благодаря богатейшим находкам скальной живописи на территории Африки, мы знаем не только о быте людей того времени, но и об экосистеме региона в целом. Нам стало известно, что область Сахары еще сравнительно недавно (по геологическим меркам) не имела ничего общего с пустыней, там обитали разнообразные животные и был вполне приятный климат. Без этих прекрасных и содержательных произведений первобытного искусства мы бы ничего не узнали об этом.  

 

Широкоформатная печать до Эпохи Возрождения

средневековая широкоформатная печать

 

Создание живописи большого формата требовало огромных усилий и мастерства. Даже с течением времени оно, в принципе, никак не упрощалось. Да, появлялись новые материалы, увеличивалось разнообразие цветов и техник, но изготовление роскошного полотна, которое бы издалека привлекало взгляды многих людей, никогда не было простой задачей, – напротив, оставалось делом уникальным и экстраординарным. Просто так не станешь расписывать целую стену или потолок в своем доме. А вот украсить купол величественного собора – это достаточно почетное и серьезное дело. В разные исторические периоды разные задачи считались для художника наиболее важными. Впрочем, почти все время до конца эпохи Возрождения для наших предков не существовало ничего более значимого, чем религия. Следовательно, самые прекрасные и крупные – в прямом смысле этого слова – работы великих мастеров мы найдем именно в стенах культовых сооружений. Сикстинская капелла, – чем вам не широкий формат?

 

 

 

 

 

Массовое производство XIX–XX века

Постепенно европейская цивилизация гуманизировалась, начала ставить человека и его мирские интересы на первый план. Повышалось значение торговли, коммерции. Реклама, нужно признать, существовала всегда, но после индустриальной революции она стала по-настоящему весомой частью жизни горожан. Как правило, реклама представляла собой визуальные сообщения: яркие картинки, которые с развитием печати научились тиражировать (хотя раскрашивали поначалу вручную) или тексты в газетах. В конце XIX–начале XX века высокого уровня достигло массовое производство рекламных плакатов. Обратите внимание на те, которые сохранились до наших дней: над ними трудились выдающиеся художники, это был поистине локомотив изобразительного искусства. Такие художественные стили, как ар нуво, а затем ар деко стали культовыми именно из-за того, что широко применялись в рекламной индустрии. В XX веке в рекламе стали использовать фотографию.

 

широкоформатная печать двадцатого векаВпрочем, массовое печатное производство не позволяло еще изготавливать рекламных плакатов и вывесок крупного формата (А0 – или фолио, лист – это тот максимум, на который был способен печатный станок). Однако нужда именно в рекламе значительного размера чувствовалась все острее. Города росли, технологии строительства позволили возводить здания невиданной высоты, по широким автострадам на больших скоростях понеслись потоки машин. В таких условиях наружная реклама в виде скромных афиш обычного печатного формата не очень работала. Приходилось снова обращаться к художникам, которые теперь создавали от руки огромные высокохудожественные панно на стенах домов – муралы – и другие виды рекламы большого формата. О да, муралы – это реклама на века. Если их специально не закрашивать, то они остаются на стенах десятилетиями. До сих пор во многих западных городах на стенах кирпичных домов можно увидеть следы от старых коммерческих надписей, их поэтично называют ghost signs (призрачные знаки). Обратите внимание на эту красоту, когда будете в крупном американском или европейском городе, – обычно это произведения большого мастерства и художественного вкуса. Хотя в Советском союзе рекламы было на порядок меньше, были весьма востребованы агитационные плакаты большого размера: растяжки часто делали печатью по ткани, а за большими панно и афишами снова обращались к художникам. Собственно, некоторые кинотеатры в российской провинции прибегали к талантам местных живописцев для создания афиш еще совсем недавно, мы помним такие творения даже из 90-х годов.

 

 

Современная широкоформатная печать

Возникновением широкоформатной печати, как мы понимаем ее сейчас, – с возможностью печатать большими тиражами, на едином полотне и с высоким разрешением, – мы обязаны цифровым технологиям. В начале 1980-х годов стали появляться первые экспериментальные образцы широкоформатных принтеров. Разумеется, по характеристикам они не шли ни в какое сравнение с тем, что мы имеем в своем распоряжении сейчас. Для печати широкого формата, прежде всего, необходимо иметь исходный графический файл очень хорошего качества и разрешения. Компьютеры того времени еще не умели работать с изображениями такого уровня, которые мы сейчас храним тысячами на облачных сервисах и даже не подозреваем, что когда-то их размер мог быть проблемой. Поэтому развитие цифровой печати широкого формата целиком зависело от возможностей компьютеров.

 

 

"Самый ранний способ широкоформатной печати назывался электростатическим"

 

 

Самый ранний способ широкоформатной печати назывался электростатическим, позднее он был вытеснен струйной печатью, – методом, который был разработан совместно компаниями HP и Canon. Особенностью технологии такой печати – помимо возможности компьютерного масштабирования изображений и прочих невиданных преимуществ цифрового оборудования – стала печать на рулонных материалах. Обычно такой тип полиграфии называется рулонной или планшетной печатью в зависимости от того, каким образом материал подается на печать: либо рулон разворачивается в принтере по мере печати, либо материал располагается на специальном планшете, который перемещается под матрицей печатающей головки.

 

Разумеется, огромным толчком для развития этой индустрии стало то, с каким энтузиазмом она стала применяться для изготовления наружной рекламы. Стоит ли говорить о том, насколько вообще производство рекламы стимулирует к интенсивному развитию огромное количество технологий, которых, не будь рекламы, может, и вовсе бы не существовало! Помимо баннеров и панно наружной рекламы широкоформатная печать сейчас используется – в зависимости от выбранных материалов – в сценических декорациях, при оформлении выставок и прочих культурных мероприятий, для изготовления экранов презентаций, в интерьерном дизайне (например, при производстве бесшовных обоев и настенных панно), в оформлении грузового и пассажирского транспорта – и в любых других отраслях, где только могут потребоваться крупные изображения.

 

современная широкоформатная печать спб

 

Судя по тому, что ежегодно на различные виды широкоформатной печати на мировом рынке расходуется более 60 миллиардов долларов, эта индустрия сейчас в высшей степени востребована.

 

В России первые производства широкоформатной печати появились в середине 90-х – практически, вместе с интернетом. Использовались первое время только в рекламе. Поэтому, собственно, и этот рынок расширялся очень интенсивно. Сейчас фирмы, работающие с широким форматом, существуют уже не только в крупных российских городах, но и в провинции. Мы пришли в эту индустрию 15 лет назад, можно сказать, на ее заре. И нам столь же интересно следить за ее стремительным изменением и развитием, как и любому стороннему наблюдателю. Мы ощущаем себя исследователями и экспериментаторами в этом удивительном мире высоких достижений. Иногда нам нравится помечтать о будущем: каково все будет через пять, пятнадцать лет?

 

широкоформатная печать будущего спб

 

А что вы думаете? Как будет меняться производство и использование изображений широкого формата? Грядут ли новые неожиданные технологии? Или, может, мы захотим вернуться в «теплое и ламповое» прошлое и снова захотим все делать руками? Вытеснят ли нас роботы? Насколько принципы 3D-печати будут отличаться от того, к чему мы привыкли? Столько интересных вопросов! И никаких определенных ответов пока нет даже у нас, – хотя мы стараемся следить за всеми новшествами! Одно можем сказать точно: судя по истории этого дела, оно всегда будет оставаться в высшей степени увлекательным.

Источник: специальный колумнист проекта nplakat.ru Елена Стрельникова

Изображения: Елена Стрельникова